МОАУ "Гимназия № 4"
город Оренбург
  • О школе

    Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Гимназия №4"

    История школы

    Историческая справка

    1 сентября 1999 года газовики во главе с генеральным директором общества «Оренбурггазпром» (в настоящее время «Газпром добыча Оренбург») В.В. Николаевым сделали поистине царский подарок всем детям поселка Ростоши – новую школу, построенную и оснащенную по самым современным стандартам. «Распахнула двери наша школа! Рады здесь всегда ученикам!..» С этих слов начинается биография нашей гимназии, когда 453 ученика сели за новенькие парты школы. Для них и 54 учителей это напоминало сбывшуюся мечту.
    Были сомнения скептиков и смелая уверенность оптимистов в успехе этого уникального образовательного учреждения, но уже в 2001 году гимназия №4 становится Дипломантом II степени Всероссийского конкурса воспитательных систем. С сентября 2001года гимназия становится федеральной площадкой эксперимента по совершенствованию структуры и содержания среднего образования, в ходе которого апробируется модель профильного обучения, анализируется соответствие учебных программ требованиям к уровню подготовки выпускников, внедряются здоровьесберегающие технологии обучения.
    С 2002 году учащиеся гимназия №4 участвуют во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах по разным предметам, проводимых Центром дистанционного образования «Эйдос» совместно с Российской Академией образования. Эвристическая олимпиада – один из способов вдохнуть творчество в учебные предметы. Это наиболее успешная форма самореализации детей с помощью телекоммуникаций. «Портфолио» достижений гимназии пополняется дипломами призеров и лауреатов.
    Гимназия №4 становится творческой лабораторией для увлеченных своим делом, талантливых учителей, руководит которой директор - Татьяна Владиленовна Шамардина. Её высокая квалификация, гибкость мышления, работоспособность и активная жизненная позиция привели коллектив ко многим успехам. В 2003 году сама Татьяна Владиленовна защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по теме «Учебно-познавательная компетентность старшеклассника в образовательном процессе гимназии». Об успешности профессионально-педагогической деятельности учителей гимназии свидетельствуют не только конкретные личностные достижения, но и исследовательская деятельность педагогического коллектива в рамках федеральной экспериментальной площадки по обновлению структуры и содержания общего образования, результаты которой отражены в коллективной монографии «Модернизация гимназического образования. Теория и практика», региональной экспериментальной площадки по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов.
    Ведущей доминантой деятельности гимназиста становится учебное исследование, которое обеспечивает овладение фундаментальными знаниями, методами научного познания, исследовательскими умениями, развитие творческой индивидуальности, развитие культуры мышления, освоение современных информационных технологий. К учебному исследованию учащиеся приобщаются в рамках деятельности Малой академии гимназистов. С учащимися работают учителя и преподаватели вузов Оренбургской области (20 преподавателей ОГПУ, ОГУ, института Степи, эколого-биологического Центра и др.). О результатах деятельности гимназии по развитию интеллектуально-творческих способностей учащихся, формированию успешной личности с социально ответственной позицией, готовностью к позитивной коммуникации свидетельствуют победы гимназистов: 673 победителя II, III и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников (за 20 лет), 497 лауреатов Всероссийских конкурсов в рамках проекта «Познание и творчество» национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», 398 лауреатов Российских и региональных научно-практических конференций школьников, олимпиад, интеллектуальных конкурсов и др.
    «Жить – значит действовать!» - повторяет вслед за Анатолем Францем директор Татьяна Владиленовна Шамардина. И коллектив действует. В центре внимания - разработка индивидуальных образовательных маршрутов, психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе, активное использование в педагогической практике здоровьесберегающих технологий.
    Уже в 2004 году гимназия № 4 становится Дипломантом Министерства образования и науки РФ по итогам I Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» в номинации «Школа здоровья». В этот же период начинает свою работу сайт гимназии, разработанный десятиклассником – Евгением Шамардиным.
    В 2005 году педагогический опыт гимназии представлен на Всероссийском образовательном форуме «Конкурентоспособное образование – сильная Россия» в Москве в «Сокольниках». Вскоре гимназия №4 становится финалистом II Всероссийского конкурса «Лучшие школы» и входит в число 30 школ, названных лучшими в России, а компьютерная презентация гимназии названа в числе лучших и удостоена специальной премии компании «Microsoft». Не останавливаясь на достигнутом, в 2006 году гимназия №4 названа победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Татьяна Владиленовна Шамардина возглавила Ассоциацию лучших школ Оренбуржья.
    С 2007 года гимназия – это ресурсный центр по информатизации образования г. Оренбурга. В читальном зале создан Медиа-центр, в котором 9 компьютеров подключены к сети Интернет, мультимедийный проектор, комплекс коммуникационного оборудования видеоконференцсвязи, поставленного в рамках проекта «Гимназический союз России» Фондом поддержки образования, с помощью которой гимназия успешно интегрируется в образовательное пространство России, выстраивая партнерские отношения с инновационными образовательными учреждениями Сибири, Дальнего Востока, Поволжья и других регионов Российской Федерации. Учащиеся гимназии участвуют в лекциях, проводимых профессорами, преподавателями столичных ВУЗов, имеют возможность задать свои вопросы, вступить в дискуссию, услышать мнение своих сверстников из других регионов по интересующим их проблемам. Сайт гимназии занял II место на областном конкурсе «Лучший сайт образовательного учреждения – 2007». На I Всероссийском молодежном фестивале информатики, программирования и компьютерных технологий команда гимназии заняла первое место. В апреле 2007 года Кадысев Михаил, ученик 11 класса, занял III место на Всероссийском этапе предметной олимпиады по информатике и получил приглашение в 33 вуза страны. Успешно окончил МГУ.
    В 2008 году директор гимназии Татьяна Владиленовна Шамардина единогласно избрана Президентом Российского некоммерческого партнерства «Ассоциация лучших школ».
    Для повышения эффективности государственно-общественного управления гимназией, формирования педагогической культуры родителей, изучения и «выращивания» спроса на образовательные услуги по инициативе директора Т.В. Шамардиной создается маркетинговая служба, которая решает проблемы обеспечения востребованности образовательных услуг гимназии, исследует запросы социума, родителей и учащихся, формирует готовность родителей к сотрудничеству с гимназией. Опыт работы маркетинговой службы гимназии представлен на страницах журнала «Лидеры образования».
    В 2009 году гимназия №4 стала победителем ежегодного конкурса на получение муниципального гранта и удостоена звания «Лучшая школа города Оренбурга», получила звание самого результативного образовательного учреждения в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» и звание Учреждения – лидера образования XXI века. На протяжении пяти лет коллектив гимназии удерживает это звание. Лучшие учащиеся гимназии являются губернаторскими стипендиатами.
    Создание творческой атмосферы, организация исследовательской деятельности помогают учителям гимназии ежегодно побеждать в окружных, городских и областных конкурсах «Учитель года», «Педагогический дебют», «Сердце отдаю детям», «Самый классный классный». В 2010 году кабинет химии признан «Лучшим кабинетом г. Оренбурга», а учитель химии Надежда Валерьевна Кривец стала победителем регионального этапа конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».
    С 2011года Татьяна Владиленовна Шамардина – член Исполкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Коллектив гимназии продолжает активную конкурсную деятельность, пополняя свой «Портфолио достижений» и уже в 2012 году успешно представляет опыт работы своей первичной профсоюзной организации на Всероссийском конкурсе – видеоролик профкома гимназии назван в числе лучших. 2012 год запомнился в гимназии еще и тем, что выпускница Рахманкулова Зорина получила 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку.
    В 2013 году гимназисты особенно успешно проходят итоговую аттестацию и показывают высокие результаты: Складчикова Валерия получает 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку и обществознанию, Климова Анастасия – 100 баллов по химии, Варламов Евгений – 100 баллов обществознанию. Гимназия №4 – победитель (I место) областного конкурса «Школа Оренбуржья – 2013».
    В декабре 2013 года в г. Санкт-Петербурге состоялось подведение итогов Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» в рамках образовательного форума «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современной школы в России». Оценивание конкурсных работ проводило независимое жюри, которое возглавил В.Е. Шудегов, заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию. Гимназия №4 стала Лауреатом этого конкурса. Т.В. Шамардина, директор гимназии, удостоена звания «Директор года». Образовательный проект «Социальная защита и поддержка гимназистов» стал Лауреатом конкурса в номинации «Проект года».
    Чердинцев Антон, выпускник 2014 года – призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике, лауреат премии Президента РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
    2015 год. Гимназия №4 – победитель Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» в рамках образовательного форума «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современной школы в России», призер областного конкурса программно-методических материалов «Любовь к Родине наполним детские сердца и души» за разработку программы «Мой родной край» (автор Т.В. Степанова, учитель начальных классов), победитель областного конкурса «Лучшая школа по организации питания обучающихся».
    Традиционно большое внимание уделяется в гимназии воспитательной работе. Воспитание выпускника гимназии как высоконравственного, ответственного гражданина России, компетентной социально-интегрированной и творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации на основе традиционных ценностей российского общества, полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности – основная цель воспитательной работы гимназии. Так, в 2016 году коллектив становится лауреатом Всероссийского конкурса образовательных проектов и программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи «Гражданин и Патриот России». Кабинет биологии признан «Лучшим кабинетом города Оренбурга».
    Дважды ученики гимназии становились призерами городского интеллектуально-личностного марафона «Лучший ученик г. Оренбурга» в номинации «Портфолио ученик» (Швец Александр – 2016 год, Горохов Роман – 2017 год).
    2017 год – гимназия №4 стала обладателем муниципального гранта «Лучшая школа города Оренбурга», лауреатом – победителем Всероссийского фестиваля – выставки образовательных учреждений «Система образования 2017».
    В 2018 году гимназисты вновь прославили любимую гимназию на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников: Ищенко Артем стал призером по истории, Силкин Дмитрий – по праву.
    В 2019 году Артем Ищенко повторил успех на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по истории. Гимназия №4 победитель конкурса воспитательных систем общеобразователь-ных организаций г. Оренбурга. Коллектив гимназии эффективно реализует инновационную экспериментальную деятельность: гимназия №4 – ресурсный центр по использованию ИКТ в образовательном процессе, участник экспе-римента по в ФГОС ООО, СОО, является региональным представителем «Лучшие школы Оренбуржья» в Оренбургской области некоммерческого партнерства «Лучшие школы». На базе гимназии действует Региональное отделение Общероссийской детской общественной организации «Общественная малая академия наук «Интеллект будущего» (г. Обнинск).

    Образование и формы обучения

    Очная форма обучения

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Наименование программы

    "Единство всех и уникальность каждого" 

    Разработчики программы Все категории работников гимназии, а также учащиеся, их родители (законные представители)
    Координаторы

    Крайнова Ирина Сергеевна, директор МОАУ «Гимназия № 4»

    Громова Ольга Николаевна, заместитель директора МОАУ «Гимназия № 4»

    Исполнители программы Педагогический коллектив МОАУ «Гимназия № 4»
    Нормативно-правовая и методическая база для разработки программы

    1. Конституция Российской Федерации.

    2. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

    3. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).

    4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

    5. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

    6. Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся (приказ Министерства просвещения РФ от 06.05.2019 N 590/219).

    7. Закон Оренбургской области от 6 сентября 2013 г. N 1698/506-V-ОЗ «Об образовании в Оренбургской области».

    8. Постановление Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 №551-пп «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года».

    9. Постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 №921-пп «Об утверждении государственной программы Оренбургской области».

    10. Соглашение № 073-2019-E10046-1 от 7.02.2019 о реализации регионального проекта «Современная школа» на территории Оренбургской области.

    11. Соглашение № 073-2019-E20057-1 от 7.02.2019 о реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» на территории Оренбургской области.

    12. Соглашение № 073-2019-E40056-1 от 06.02.2019 о реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» на территории Оренбургской области.

    13. Соглашение № 073-2019-E30056-1 от 06.02.2019 о реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» на территории Оренбургской области.

    14. Соглашение № 073-2019-E50056-1 от 08.02.2019 о реализации регионального проекта «Учитель будущего» на территории Оренбургской области.

    15. Постановление администрации города Оренбурга от 28.10.2019 №3093–п «Об утверждении муниципальной программы «Доступное образование в городе Оренбурге.

    16. Стратегия социально-экономического развития города Оренбурга до 2030 года (решение Оренбургского городского Совета от 06.09.2011 №232 с изменениями).

    17. Нормативные документы и инструктивные письма Министерства образования Оренбургской области, Управления образования администрации г.Оренбурга.

    18.Устав МОАУ «Гимназия № 4».

    Срок реализации программы развития

    5 лет (с 2020 по 2025 год)

    Основные этапы реализации программы развития

    Первый этап (2019 – 2020 учебный год) – аналитико-проектировочный: - проблемно-ориентированный анализ результатов реализации предыдущей Программы развития (2015-2020 гг.);  - изучение и анализ национального проекта «Образование» (Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») с целью определения основных направлений обновления образовательной системы гимназии; - разработка направлений приведения образовательной системы гимназии в соответствие приоритетами национального проекта «Образование» и определение системы мониторинга реализации настоящей Программы.

    Второй этап (2020 – 2024  учебные годы) – реализующий: - реализация мероприятий плана действий Программы; - инвестиции в обновление образовательной системы гимназии; - методическое и нормативно-правовое сопровождение реализации Программы развития; - осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ промежуточных результатов.

    Третий этап (январь – июнь 2025) – аналитико-обобщающий: - итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий; - анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы; - обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий; - определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития гимназии.

    Цель программы развития

    Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

    Задачи программы развития

    - внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений; повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;

    - формирование и совершенствование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей обучающихся, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию гимназистов;

    - создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования;

    - внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей гимназии;

    - создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства); 

    - вовлечение педагогов гимназии в систему профессиональных конкурсов в целях предоставления возможностей для профессионального и карьерного роста.

    Целевые программы и направления

    1. Направление "Современная школа"

    2. Направление "Учитель будущего"

    3. Направление "Поддержка семей, имеющх детей"

    4. Направление "Успех каждого ребенка"

    5. Направление "Цифровая образовательная среда"

    5. Направление "Здоровые дети - здоровая Россия"

    6. Направление "Социальная активность гимназистов"

    Ожидаемые результаты реализации программы

    - повышение качества гимназического образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечения всех участников образовательных отношений в развитие системы гимназического образования, обновления материально- технической базы;

    - развитие инфраструктуры гимназии, обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков;

    - внедрение на уровнях основного и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;

    - обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;

    - создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания;

    - психолого-педагогическое просвещение семей;

    - формирование системы эффективного воспитательного взаимодействия всех участников образовательного процесса, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;

    - включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности гимназии;

    - участие сотрудников гимназии во внедрении национальной системы профессионального роста педагогических работников;

    - вовлечение педагогов в добровольную независимую оценку профессиональной квалификации;

    - участие педагогических работников в непрерывном и планомерном повышении квалификации;

    - вовлечение молодых педагогов в различные формы поддержки и сопровождения;

    - вовлечение членов администрации гимназии в систему аттестации руководителей общеобразовательных организаций;

    - формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

    - реализация целевой модели наставничества обучающихся с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися;

    - предоставление возможности освоения основных общеобразовательных программ обучающимся 5-11 классов по индивидуальному учебному плану, в том числе, в сетевой форме;

    - увеличение числа детей, охваченных деятельностью детских технопарков «Кванториум», IT-парков, центра «Точка роста» и других проектов, направленных на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития РФ;

    - увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных дополнительными общеобразовательными программами;

    - увеличение  числа детей, получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана, в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями;

    - создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

    - реализация мониторинга состояния физического и психического здоровья и развития гимназистов;

    - разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления учащихся, исходя из особенностей их психофизиологического  развития, уровня индивидуального здоровья и резервных возможностей;

    - разработка и внедрение программы здоровья, направленной на мотивацию жизнедеятельности школьника на здоровый образ жизни;

    - разработка и внедрение модели «гимназии-полупансиона», обеспечивающей  оптимизацию образовательного процесса и снижение «физиологической стоимости» гимназического обучения;

    - создание базы социально-гигиенических условий адаптивной  среды;

    - вовлечение гимназистов в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по гимназическим программам внеурочной деятельности и дополнительного образования;

    - совершенствование системы ученического самоуправления как на уровне гимназии, так и на уровне классных сообществ;

    - оптимизация деятельности общественных объединений и организаций;

    - организация в гимназии волонтерского движения и привлечение в него гимназистов для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;

    - организация профориентационной работы с гимназистами;

    - организация работы школьных бумажных и электронных медиа, реализация их воспитательного потенциала;

    - организация работы с семьями гимназистов, направленной на совместное решение проблем личностного развития детей.

    Структура программы развития

    Краткая аннотация программы

    Обобщенные итоги образовательной деятельности гимназии за 2015 – 2019 гг.

    Аналитическое обоснование концепции развития

    Концепция развития гимназии

    Основные направления программы развития

    Управление реализацией программы

    Порядок управления реализацией программы развития Текущее управление программой осуществляется администрацией гимназии. Корректировки программы проводятся методическим и педагогическим советами гимназии

    Порядок мониторинга реализации программы развития

    Рубежи промежуточного мониторинга реализации Программы развития: май - июнь 2021, май - июнь 2022, май - июнь 2023, май - июнь 2024. Итоговый мониторинг  реализации Программы развития февраль - май 2025. Процедура мониторинга осуществляется в рамках аналитической деятельности по итогам учебного года. Коррекция (при необходимости) осуществляется при планировании деятельности на новый учебный год в тот же период.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie